На днях, а точнее, буквально вчера, произошло событие которое и стало последней каплей в наших отношениях с интернетом. В Москве появился еще один потомок великого русского поэта, на сей раз – американец Кеннет Пушкин. Мы бросились его разыскивать! Почему это заинтересовало журнал «Северные просторы»? — спросите вы. Так ведь неожиданно выяснилась такая деталь: Кеннет узнал о своем великом предке лишь несколько лет назад, когда побывал на Чукотке, где изучал эскимосскую культуру. А «Чукотка» и «эскимосы» — это и есть мы, то есть наш журнал. На усиленные попытки взять интервью, задать вопросы гость ответил уклончиво: «Не будем торопиться, я посмотрю ваш сайт в интернете, и мы продолжим знакомство».
А сайта у нас в тот момент и не было. Стыдно признаваться. 18 лет издаем журнал, закопались в тиражах, верстках, иллюстрациях, переписке с читателями и авторами и забыли, что и на Севере и в Арктике тоже XXI век, а компьютер и интернет по применимости, может быть, уже на втором месте после зубной щетки. Но долой самобичевание и предположения. Кеннети Пушкин завтра возвратится в Штаты, присядет к компьютеру. Он хочет знать кто мы? Какая связь между журналом, издающимся в Москве и теми эскимосами, жизнь которых он когда-то изучал на побережье Северного Ледовитого океана?
Итак, немного истории. Первый номер журнала вышел в 1985 году, когда централизация всего и вся в нашей стране достигала порой абсурда. Все коммуникации – от авиалиний до передового опыта в промышленности, в культуре или в науке узлом переплетались в Москве и отсюда же возвращались миру.
Уложение о журнале «Северные Просторы» создавали не мы, и по первоначальному замыслу из Агропромиздата, из Москвы должны были идти советы оленеводам, как пасти оленей. Шестьдесят других отраслевых журналов в этом издательстве давали рекомендации по всем направлениям сельского хозяйства.
Но здравый смысл возобладал. Темой журнала стал Север – Планета Людей, народы, его населяющие.
Их теперь именуют коренные малочисленные, тогда по одним подсчетам их было 26, по другим – 30, или свыше сорока. Все они имели «в миру» одно общее имя – Чукчи, одну песню – «Увезу тебя я в тундру», зато царило всеобщее убеждение, что советская власть вывела их из дымного чума к свету.
Но там – на бескрайних просторах севера – картина мира приобретала огромное количество оттенков, в которых преобладали серые и черные тона: женская безработица, холостые мужчины (до 40%), интернаты, алкоголизм, туберкулез, самоубийство, экологический беспредел… И как результат, в руинах – многовековая арктическая культура оленеводов, охотников, морзверобоев. Ниспровергнуты этнический уклад и семейные устои. Утеряны языки, бытовые и культурные навыки. Иными словами, оказался невостребованным тысячелетний опыт народов, освоивших огромные пространства Российского севера и Арктики, Дальний Восток России.
Было бы самонадеянно говорить, что все 18 лет издания мы «реконструируем» средствами публицистики, научно-популярного знания, свидетельствами самих северян, огромным количеством яркого фотоматериала и других иллюстраций правильные представления о жизни, быте, культуре, традициях северных народов.