Орнамент для мастера – способ выражения мысли. Каждая фигура, всякий узор имеют свое значение.
На эвенкийских мужских нагрудниках часто вышивали крестообразные фигуры – знак плывущей гагары. Когда смотришь на птицу сверху, видишь черную полоску – узкую спину, – длинную линию шеи с маленькой головкой, черточку клюва, под острым углом – линии крыльев… Вырисовывается четкий крестообразный силуэт. Не случайно эвенкийские женщины вышивали его на одежде мужа: гагара – символ любви, семейной верности. Птица, которая выбирает себе пару единожды, на всю жизнь…
А узоры на долганских парках! Яркая красно-синяя кайма, бисерная или из цветного сукна, она идет по подолу или, короткими фрагментами, спускается вдоль запаха одежды. Очень похоже на северное сияние.
Наконец, знаменитая «лира» в якутском узоре. Что изображает она? Одни исследователи считают, что это прорастающее из земли дерево или трава. Художник М.М. Носов, долго изучавший систему якутских орнаментов, пришел к выводу, что «лира» связана с древними скотоводческими мотивами – схожа по форме с нёбной линией коровы или оленя, напоминает абрис кожаного бурдюка или кумыса. В любом случае «лира» – символ жизни, плодородия. Старинный бисерный узор придает сдержанным коричневым и золотисто-охристым тонам меха и ровдуги праздничный, торжественный колорит.
Как читать орнамент ~ Н. Каплан, кандидат искусствоведения