Ушел из жизни Владимир Владимирович Лебедев — наш коллега, авторитетный ученый, исследователь этнической истории и культуры народов Севера.
Впервые судьба и военкомат забросили его на Север 18-летним парнем — оператором радиолокационных станций на мысе Шмидта и в Якутии. Сюда он вернулся студентом исторического факультета МГУ, позже — сотрудником Института этнографии АН СССР им. Н.Н. Миклухо-Маклая. История и культура бесписьменных народов в те годы воссоздавалась путем скрупулезной работы с архивными документами, на материалах многочисленных экспедиций. Так у Владимира Лебедева родилась первая книга «Северные селькупы».
Живые впечатления экспедиционных поездок, доскональное знание таежного и тундрового быта, традиций и технологий северных народов стали строками его статей «Пой-мон — селькупская каркасная землянка», «Яранга», «Лыжи», «Как снять шкуру с оленя», «Чаат, кэнунэн» в журнале «Северные просторы», где в начале 90-х он был еще и заместителем главного редактора.
У каждого ученого бывает свой звездный час. Для Владимира Лебедева — это экспедиции на Юго-Восточную Чукотку — в Хатырку, Канчалан, Мейныпыльгино, Ваеги, Усть-Белую, Энурмино. Чукотские впечатления и встречи остались не только в научных сборниках и отчетах, но и на страницах книги «Ачайваямская весна». В Институт клинической и экспериментальной медицины СО АН СССР были отправлены составленные Лебедевым генеалогические схемы чукчей. Феномен генеалогической памяти объединил ныне живущих с героями сказаний времен первых походов русских на Чукотский полуостров. Ученому посчастливилось застать уклад жизни юго-восточных оленных чукчей во всем его многообразии, встретить людей, которые бережно ввели его в интимный мир чукотской культуры. Читатель узнал их в трогательных образах чукотских стариков Антолина и Кеквут в открытой по его инициативе рубрике «Интимный мир». Очерки «Четвертая жена Энивтегина», «Упряжка нашей судьбы», «Возвращение Утыля», «Путь мухомора» пронизывает мысль о неразрывной связи поколений во времени, о нерасторжимости всего живого.
Владимир Владимирович болезненно переживал кризис северных культур и советского периода, и перестройки.
Он был убежден, что в современных условиях только школа и обучение могут содействовать восстановлению механизма преемственности этнических культур. Это вернуло его к практике круглогодичной работы в хозяйствах коренного населения Таймырского и Ханты-Мансийского автономных округов. Покинув столицу, он неустанно собирал материал для национальной школы, что позволило создать концепции региональных систем образования. Помню его, ведущего аргиш по весенним тундрам Восточного Таймыра. Помню с неводом по грудь в ледяной воде на путине в устье Хатанги. Знал он наперечет охотничьи избушки Обской тайги. Экспедиции приходилось совмещать с административной работой, он умел брать ответственность на себя.
Последней работой Владимира Лебедева стала книга «Кедровый корень», посвященная культуре хантов и манси, в которой этнические традиции он сравнивал с тонкими и крепкими корешками, которые подобно корням кедра удерживают весь ствол жизни народа.
До конца своих дней он возвращался к чукотским дневникам, превращая их в строки книги, которую, к сожалению, не успел дописать. На его рабочем столе осталась незавершенной рукопись. В ней меж листами я увидела стихотворение:
За годом год, за днями дни,
Скалистый берег — «Сердце-камень»…
И волны говорят… о чем они?
Их говор странен и печален.
Волна вслед за волной.
Таинственный язык
Приходит из далекого былого.
И вечности здесь равен каждый миг.
И ничего не повторится снова.
Е. Оборотова