Чукотка ~ Женский год

Хозяйственная деятельность юго-восточных оленных чукчей чаще описывалась с позиций мужского труда. Однако функции мужчины заканчиваются ударом копья в сердце оленя. Далее, начиная со снятия шкуры, точнее, с полива водой раны от копья, все делают женщины. В яранге они часами работают согнутыми головой вниз. Яранга просторна, и нет нужды выполнять домашние работы сидя, как это делают женщины в долганском или эвенкийском чуме. Но слишком низка, чтобы разгибаться, переходя с одного места на другое. Вот и приходится двигаться согнувшись в три погибели. Пожилые чукчанки до конца своих дней согнуты и опираются при ходьбе на палку. Как правило, это женщины доброго характера и веселого нрава…

Спраздника выльгынкоранмат — «с тоненькой шерстью забой» — начинается осенью на Чукотке женский хозяйственный год. Все праздничные работы надо выполнять с особой тщательностью — от этого зависит, как сложится будущий год. Каждая хозяйственная операция имеет магический смысл. После праздника стадо уходит по ближнему маршруту на вторую летовку, готовится к гону. Забота женщин — одеть пастухов. Ночью они уже не могут обойтись без зимних кухлянок. На смену летним торбасам — чверит приходят теплые торбаса — рыграярыт. Сшиты они из зимнего прокопченного ретема — покрышки яранги, на котором для тепла оставлена шерсть. Однако носят эти торбаса еще без чижей — нижних меховых чулок. Шапки тоже шьют из ретема, а рукавицы из камусов — шкур с ног оленей. В такой одежде пастухи ходят до середины октября, когда начинается подготовка к переходу на зимние стоянки.

Пока не ударили морозы, женщины спешат закончить обработку шкур — каждая должна выделать за лето до сорока штук, тогда хватит на год для хозяйственных нужд, будет теплая яранга и хорошо одетая семья.

Осень приносит в чукотские тундры дыхание заморозков и многоцветье красок. Пестро-желтыми становятся заросли карликовой березки, багрово краснеют кустарники черники и голубики, еще украшенные ягодами. Сейпиэльгых — так называется пора, когда краснеют листья голубики. В это время земля становится жирной — несеткын. Пропадает гнус, но еще тепло, много воды. В глубоких распадках по западным склонам сопок появляется на месте наледей поздняя осенняя зелень. Такие лужки называют скавъельын.

Идут заготовки листьев кислицы, корней щавеля, дикого лука — зимой их будут добавлять в супы. Из мышиных кладовых извлекают собранные зверьками сладкие корешки пелькомрэт.

По ледоставу, когда рыба скатывается в низовья рек, проходит последняя рыбалка. Ловят речную рыбу хариуса, гольца, сига. Во льду ниже переката выдалбливают две дорожки, расходящиеся против течения под углом 90 градусов. Между ними пространство в полтора метра. Ставят запор из ивовых прутьев с ловушкой в месте соединения его крыльев. Рыбачить выходят всем стойбищем — женщины, старики, дети. Часть рыбы идет на питание, часть замораживают на зиму.

Стадо заканчивает вторую летовку. Холодеет, жухнет осенняя зелень, тянутся к югу последние стаи диких гусей — наступает время гыткайэльгын. Выпадает снег. Женщины готовятся к перекочевке на зимние стоянки. Шьют новый зимний ретем для яранги. Их всего четыре. Два натягивают на шесты шерстью внутрь, два — шерстью наружу. Один внутренний ретем каждый год меняют — он идет на одежду и обувь. В ретеме шкуры два года коптят дымом, они становятся непромокаемыми. Ремонтируют чехол для кааран — нарт с кибиткой для перевозки детей. Готовят зимнюю одежду для пастухов — теплые кухлянки и штаны, торбаса из верхнего зимнего ретема. Себе женщины шьют керкеры — комбинезоны из неблюя — шкур полугодовалых телят. Нижние керкеры — из сентябрьско-октябрьских шкур, женские и мужские торбаса — из камуса полугодовалых телят, детские комбинезоны и обувь — из ретема, шапочки — из пыжиков — шкур новорожденных телят, что хранились с весны и обрабатывались летом.

Приступают к зимней перевозке юколы. Пласты ее складывают в специальные мешки — ныркыр, сшитые из старой одежды.

По первому снегу еще на старой стоянке женщины перестраивают яранги к зиме. Заново формируют всю деревянную конструкцию — зимняя яранга меньше летней, но теплее. Лишние шесты складывают и оставляют на летнем стойбище до весны. На каркас яранги натягивают зимние ретемы. Позже, после перекочевки на зимнюю стоянку, ставят еще и тамбур, чтобы снег через вход не забивался в жилище. На спальный полог кладут покрышку — перешитый старый ретем — так на пологе не будет нарастать иней.

Прежде чем вселиться в ярангу, ее надо освятить. Это происходит на празднике рэныйтрав — «мазать ярангу». Обряд проводят уже на зимнем стойбище. А перед этим — кочевка. Мужчины уходят со стадом вперед. Женщины сворачивают стоянку, укладывают скарб на приготовленные пастухами упряжки и ведут караван. За каждой женщиной тянется от двадцати до сорока нарт. На зимней стоянке к моменту установки яранг приходят на помощь мужчины, но потом вся организация хозяйства стойбища — дело женщин.

Зима — время внезапных и затяжных пург, время господства сильного и холодного ветра — кэрэльгына и северного ветра — огыскына, приносящего пургу. Резкие порывы срывают снег с гребней хребтов, швыряют его в ущелья и долины. Морозный ветер обжигает лицо, прерывает дыхание. Колют кожу острые снежные кристаллики. Не всегда в такую погоду человек устоит на ногах.

Главная забота женщин — охрана яранги. Вокруг нее и тамбура возводят защитную снежную стенку высотой примерно в полтора метра. После каждой пурги ярангу очищают от заносов, ретемы выбивают ольховой снегообивалкой. Иначе, когда зажгут костер, снег растает, ретем отсыреет, в яранге станет холодно и сыро. Ежедневно проветривают и выбивают полог и постели. Особой заботы требует одежда пастухов — ее выворачивают, промораживают и выбивают по нескольку раз. Потом разминают руками. Одежда должна быть чистой и сухой — тогда она спасет пастуха от холода на зимнем дежурстве.

Здесь нам придется отвлечься и объяснить, наконец, что такое чукотская яранга. Все этнографы единодушны в том, что до сих пор нет жилища более удобного, просторного и чистого, идеально приспособленного для жизни оленеводов Чукотки. Правда, поставить ярангу сегодня сможет не каждый, не говоря о том, чтобы сделать ее.

Яранга сильно отличается от кочевого жилища других народов Севера — чума. Она значительно больше и сложнее по конструкции. Летние яранги достигают в диаметре 8–10 метров, а в высоту 3,5–4 метра. Зимние в диаметре 5–7 метров и примерно на метр ниже летних.

Устанавливают ярангу так. На площадку, очищенную от кустарников и снега, первым делом заносят две нарты, на которых возят гыргытти (доски для добывания огня), и весь набор семейных охранителей. В повседневной жизни эти нарты не используют. Они принадлежат гыргытти и стоят в яранге. Их выносят наружу лишь во время самых важных праздников. Оленей в них запрягают только во время сезонных кочевок.

Сначала ставят три центральных шеста — теврит в виде треноги. Вершина ее — над местом будущего очага. По периметру яранги возводят восемь треног высотой в полтора метра, на них укладывают шесты для крепления купола. Вся эта конструкция называется варет. Горизонтальные шесты на ней — вуцисит. К вуцисит крепят шесты купола — утымыт. Наверху они переплетаются. Под утымыт ставят дугообразные распорки вульвут, которые и придают яранге сферическую форму. Вульвут опираются на восемь толстых жердей с развилками на концах — чувиненет.

Пока домочадцы собирают каркас, хозяйка готовит ритуальную пищу из костного мозга оленей. Она делает фигурку оленя и на том месте, где будет полог, протыкает эту фигурку тонкой палочкой, имитирующей копье. Часть костного мозга она раздает членам семьи, другую оставляет на месте. На вершину теврит она крепит ивовую ветку — символ жизни оленей и произносит заклинание:

Я беру эту веточку от большого дерева,
которое растет в самой середине неба.
Я ставлю эту веточку крепкую,
Стоит, не качается.
Пусть наша яранга стоит, как это дерево,
Крепко и не качается.
Пусть не будет болезней –
Ведь злые келе не могут достать это дерево.

Оленные чукчи очень бережно относились к дереву. Ведь оно редкость. Привозили его с Северной Камчатки, а то и с Колымы.

Когда каркас яранги готов, самый проворный член семьи забирается на купол и помогает натянуть покрышки-ретемы.

Новый ретем шьют летом, после обработки шкур. Со старого состригают ворс — он еще послужит яранге летом. Шитье покрышек требует особой сноровки. Шкуры в ретем вшивают шейной частью вверх. К основной шкуре (тлевыт — «голова») снизу пришивают пять-шесть других. Количество зависит от размеров яранги. Этот ряд называется кыльыт. Следующий ряд — ренмыт, стены состоят из десяти — двенадцати шкур. На первый год обработанную шкуру вшивают в нижний ряд ретема. На второй год ее переставляют выше, ближе к дымовому отверстию, в более плотный дым. После такого двухгодичного копчения она готова для шитья одежды и обуви. Но через несколько лет эти шкуры опять возвращаются в ярангу. Из старой одежды шьют самый нижний край ретема. Зимой этот край засыпают снегом. Во время оттепелей здесь скапливается много влаги. Изношенная одежда становится надежной защитой от нее. Благодаря ей не портятся новые шкуры. Под этим ярусом ретема, за кругом треног — варет, хранятся нарты для гыргытти, мужские и женские легковые нарты — здесь создается оптимальный по влажности и температуре режим, при котором дерево не гниет и не пересыхает. Нижний край ретема обшивают веревками из шкур старых быков или спинных сухожилий — телеты и закрепляют камнями. Этими же веревками привязывают ретемы к каркасу.

За состоянием ретемов хозяйка следит внимательно и каждый день стряхивает с них снег и иней ольховой выбивалкой — тыычгыт.

Одно из главных достоинств яранги — чрезвычайно экономичная система обогрева. В яранге есть холодная часть — чоттагин и обогреваемая — спальный полог.

Полог — поистине чудесное изобретение. Внешне он напоминает куб, равный по высоте росту хозяина яранги. На костный мозг, оставшийся после жертвоприношения спальному месту, кладут ивовые ветки, на них — шкуры. Стены и потолок тоже из шкур, летом — в один слой, зимой — в два.

В центре яранги — круглый очаг. Его обкладывают небольшими камнями одинаковой величины. С очагом связано благополучие семьи. От ухода женщины за очагом зависит и успех работы мужчины-пастуха. Над очагом на высоте двух метров укрепляют перекладину — на ней приспособления для крючьев из оленьих рогов. Их подвешивали на разной высоте. Один конец перекладины надочажного устройства привязывают к теврит, другой лежит на специальном держателе, сделанном из ивовой ветки.

Огнем очага пользуются только для приготовления пищи. Топливо — ивовый тальник.

Полог в прежние времена обогревали жирником — каменной плошкой с нерпичьим жиром и фитилем. Хозяйка вносила его в полог перед тем, как семья ложилась спать. Через 15–20 минут становилось так жарко, что взрослые и дети могли спать раздевшись, прикрываясь лишь тонкими пыжиковыми шкурками. Жирник гасили, но тепло сохранялось до утра. Правда, за ночь на шкурах скапливается много влаги от дыхания людей. Поэтому, как в былые времена, так и теперь каждый день женщины выносят полог на улицу. За день шкуры вымораживаются, к вечеру их выбивают и вешают на место. Это тяжелая работа. Но благодаря ей в наглухо закрытом пологе всю ночь сохраняется чистый воздух и тепло.

Зимой, чтобы полог не индевел, его накрывают покрышкой из старого ретема умкэнельгин — «с белого медведя шкура».

Установив ярангу, «оживляют» очаг. Хозяйка добывает огонь с помощью гыргытти и переносит его в очаг. С этого момента яранга начинает жить на новом месте.

Теперь нужно сделать так, чтобы все были сыты и защищены от злых духов — келе. Кто же поможет в этом? Конечно, олень. Его приводят из стада, ставят позади яранги, головой к ней (олени всегда должны смотреть в сторону жилища, чтобы не убегали) и закалывают копьем в сердце. Сохранив эту же ориентацию оленя, приступают к разделке туши. Его кровью хозяйка яранги очерчивает вокруг жилища замкнутый круг — закрывает доступ неродственным и злым силам. Снятую шкуру вносят в ярангу и кладут справа на женское рабочее место. На ней расставляют ритуальную посуду — ковшики для угощения гыргытти и их нарт, шестов яранги, полога, ретемов, очага. Для каждого свой ковшик. Угощение — кровь и костный мозг.

Хозяйка последовательно обмазывает все кровью и костным мозгом, разговаривая, как с близкими членами семьи. Мажет она пучком подшейного оленьего волоса. И оставляет его позади яранги. Хозяйка последовательно переходит от одного шеста к другому по ходу солнца. Шкура ритуального оленя впоследствии выделывается, но ее нельзя выносить за пределы яранги и тем более кому-либо отдавать — нарушится целостность жилища, целостность семьи. Это и есть обряд рэныйтрав — «мазать ярангу».

Экологическая ценность традиционного северного жилища и одежды постигается быстро — после первой поездки по зимней тундре. Неопытный человек, как правило, надевает на себя много шерстяных вещей, на них что-либо плотнее и сверху шубу, шапку, шарф и прочее. Но беда в том, что верхняя одежда на пуговицах и в предательские щели лезет холод. Через час пути человек цепенеет. Сначала руки, потом ноги. Он сидит в нарте не шелохнувшись, и кажется, внутри все замерзло, остекленело и звенит серебряными колокольчиками…

В яранге его кормят строганиной — мороженой рыбой, нарезанной стружкой, дают чай… Строганина, как ни странно, отогревает лучше, чем горячее мясо. Только для этого нужен сиг, а не лосось — важен рыбий жир. Потом вечер в неспешных разговорах и перед сном — горячая оленина с бульоном. Сон в пологе… На шкурах не жестко и не слишком мягко. Валик под головой не велик и не мал. Темно. Сон глубокий, освежающий.

Утром бедолагу одевают в одежду из оленьих шкур. В путь. Его вчерашнее обмундирование свернуто в плотный узел и покоится на нарте. И наконец можно почувствовать себя человеком, потому что не холодно, а одежда легкая и не похожа на его вчерашний скафандр. И целый день пути нипочем — даже уютно…

Зима продолжается. Женские хлопоты тоже. Шкуры в это время года не обрабатывают — исключение только для камусов и пыжиков. Занимаются этим старушки. Такая работа не требует больших физических усилий, но она тонка и деликатна — нужно много терпения и опыта. Кроме того, старые женщины делают нитки и веревки из оленьих сухожилий. Шьют зимой урывками, в основном запасную одежду. У пастухов должно быть четыре-пять комплектов одежды на год.

Нужно позаботиться и о еде для пастухов. До середины зимы в основе питания — свежая оленина, отварная или запеченная на углях. Типично зимние лакомства — строганина из оленьего мяса, из сиговых пород рыбы, замороженный или вареный костный мозг.

Чем ближе к весне, тем больше истощаются олени, их мясо теряет свои питательные свойства. В еде все чаще появляются зелень и рыба, заквашенные оленьей кровью, юкола, вяленое мясо, то, что было заготовлено хозяйками еще с осени специально к весенним месяцам.

У важенок в это время завершается развитие плода, и названия месяцев в календаре связаны с этим. Тлиоргыкай — когда забивают важенок, у телят в утробе уже есть шерсть. Нивьлёвильгын — когда у важенок большое вымя. Гыроэльгын — когда важенки телятся. Во многих регионах Чукотки эти названия относятся не к домашним, а к диким оленям, у которых биологический годовой ритм иной.

После отбивки маточного поголовья в стаде проводят праздник вээчвагеннёнрат — «телят отделить».

Оленей на мясо в этот период уже не забивают вовсе, они сильно истощены. Основа меню — мясо оленей, забитых зимой, которое хранилось замороженным. В ход идет оставшаяся с осени замороженная кислая кровь, квашеные ягоды и зелень. Доедают все, что остается от зимних запасов.

Наступает время ильмырыльгын — речки очищаются ото льда, становится чистой вода. За ним приходит аноэльгын — появляется первая зелень, а заодно и комары.

Главное событие весны — праздник Кильвэй. Потом начинается подготовка к переходу на летнюю стоянку. Место для нее выбирают на богатой нерестовой речке. Поблизости должен быть кустарник, годный на топливо, а вокруг хорошие осенние пастбища, куда стадо вернется после летовки.

Но летнее стойбище устанавливают не сразу, нужно подождать, пока просохнет земля. Тем временем на буграх, где быстрее появляются проталины, ставят временные яранги — почарат.

Готовясь к постройке летнего жилища, женщины укладывают зимнюю одежду на нарты и накрывают ретемом. Одновременно готовят летние ретемы: один прошлогодний ремонтируют и перешивают в нем шкуры, другой шьют заново. Приготовленные зимой веревки и шнурки из оленьих сухожилий для крепления ретемов коптят на шестах временных яранг. А шесты летних яранг, которые не использовали зимой, кладут в воду, чтобы они вновь обрели гибкость: за зиму на морозе они пересохли и могут сломаться при постройке купола яранги, а сломанный шест означает смерть одного из членов семьи.

Установив летние яранги, женщины приступают к шитью летней одежды для пастухов: штанов — начеконатгэ, шапок — начкальэ, рукавичек — ретемлит. Материалом служили старый ретем, хорошо прокопченные шкуры. С этих шкур скребком в стороне от яранги снимают шерсть.

Кроме этого необходимо приготовить для пастухов два вида обуви на летовку. Торбаса, сшитые целиком из старого ретема, с дыркой на подошве для слива воды — ретомвегыт предназначены для ходьбы по сырой земле. На теплую погоду и для отдыха готовили торбаса кергытпчекит: низ их кроили из ретема, а голенища — из короткого камуса.

Перебравшись на летние стоянки, люди ставили сети на хариуса и сига, били гусей на пролете, а чуть позже начинали сбор гусиных, журавлиных и лебединых яиц, которые ели сырыми.

Олени уже успели подкормиться первой зеленью. Их мясо стало не таким безвкусным, как месяц назад. Перед уходом на летовку пастухи забивают некоторое количество самых слабых оленей, чтобы оставить семьям мясо на лето. Женщины делают заготовки: вырезку из спинных мышц, мякоть с задних ног, легкие, толстые и тонкие кишки вялят. Часть мяса закладывают в мешки из оленьих шкур, выделанных так же, как шкуры для аркана. Мешки опускают в холодную воду речек или зарывают в снег. Порой для хранения мяса делают специальные ямки до уровня мерзлоты. Оставшиеся внутренности, панты, копыта заквашивают оленьей кровью. Каждая хозяйка рассчитывает так, чтобы заготовок хватило до осени.

Через день после забоя стадо уходит на летовку, и на стойбище остаются женщины, дети и старики. В это время идут на нерест лососевые — нерка, кета, горбуша. Всем стойбищем выходят на первый лов рыбы. Всего за лето проводят три большие рыбалки. Из оленьих сухожилий плетут бредень. Для лова выбирают курью с чистой и прозрачной водой. От русла реки несколько человек тянут бредень к берегу курьи, а двое идут по краям бредня, поднимая как можно больше шума, чтобы рыба не уходила по береговым отмелям.

Улов делят поровну между всеми семьями стойбища, рыбу разделывают. Первый улов в основном идет на юколу. Женщины срезают мясо рыб с костей. Головы отсекают и отдают детям — первое летнее лакомство. Каждая рыбина превращается в два пласта филе, соединенных хвостом. На мякоти делают насечку и юколу вывешивают на солнце и ветер. Женщины трижды в день переворачивают ее, счищают личинки мух, прикрывают на ночь, следят, чтобы рыбу не трогали чайки. Для отпугивания чаек на юкольник вешают убитую птицу или ставят чучело человека. В специальных ямках на мерзлоте заквашивают рыбьи головы и икру. Молоки и кишки вялят.

В это время пожилые женщины собирают листья ивы, щавель, кислицу. Зелень долго вываривают. Это компонент для приготовления многих блюд.

После ухода стада на летовку женщины подбирают помет стельных важенок. Растертый и вываренный, он служит основным дубильным веществом при обработке шкур. Эта работа занимает все лето. Надо выделать 30–40 шкур для каждой семьи и сшить праздничную и зимнюю одежду к возвращению стада с летовки.

По берегам чистых и холодных рек зацветают ирисы — верная примета, лето пришло. Появляются птенцы у пятнистого конька, черноголового чеканчика и других птиц. Могут прогреметь короткие и редкие в этих широтах грозы. Розовые цветки шиповника, золотистые облачка пыльцы над кедровым стлаником и тучи кровососов. Энейыльгин — когда жара и самые злые комары.

Но постепенно жара спадает, убывает гнус, начинают увядать растения. Заканчивается полярный день, впервые за лето появляется в небе звезда.

На рогах быков начинает лопаться бархат. Время тыркыльнырай эльгын — когда быки чистят рога. На летних стойбищах проводят последнюю рыбалку. Отнерестившаяся рыба скатывается в низовья рек, лосось больше не ловится. Последнюю рыбу заквашивают в ямах прямо возле рыбалки.

Женщины спешат закончить выделку шкур и шитье одежды, особенно праздничной, к возвращению пастухов. В это же время из тонких июньских шкур оленей делают бубны.

За два-три дня до возвращения оленей с летовки на стойбище приходит один из пастухов и торжественно сообщает, что скоро будет стадо. Начинается подготовка к празднику выльгынкоранмат. Женщины наводят порядок в ярангах. Моют ритуальную посуду в чистой речной воде. Год заканчивается. К этому празднику обычно приурочены и свадьбы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Северный простор ~ Severprostor.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: