Журналы №3-4, 2005 г.
Государство ушло с Севера. Людям осталось уповать только на скрытые природные и личные ресурсы, навыки традиционной культуры. Новый, рыночный, виток времени вернул северные народы к истокам пути — кочевью. Вот и выходит, что реальная этническая культура в современном мире может существовать только у кочевников. Только они знают, как устроить жизнь, оставшись один на один с природой. Именно они сегодня — наиболее « экономически защищенная группа населения». Почему? Прошлым летом фотокорреспондент Алексей Голубцов вместе с Канинским Красным Чумом Ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» кочевал по тундре с оленеводами сельскохозяйственного производственного кооператива «Восход». Его репортаж — о мужчинах, женщинах, детях в кочевье, о таинстве их мира и согласия.
Основные темы номера
Кочевье как образ жизни
Кочевье как образ жизни человека и неотъемлемая часть кочевания — скотоводство как полноценная сельскохозяйственная отрасль. Историко-этнографическое исследование Николая Плужникова «Кочевье», фотоочерк Алексея Голубцова «Кочевье. Мужчины. Женщины. Дети» (Канинские ненцы; Архангельская область ), очерк Ивана Шемановского (отец Иринарх) «В самоедском чуме» (из дневника православного миссионера начала ХХ века), материалы Юлия Дробышева «Кочевать велела сама природа» и Кима Болдохонова «Страна аратов» (о скотоводстве как бюджетообразующей отрасли Монголии).
Мамонт в истории арктики
Интервью с французским предпринимателем и исследователем Бернаром Бюигом «Tara Arctic — небесный путь мамонта», отрывок из французского издания альбома Б.Бюига «Мамонт» — «Полет на заходящее солнце», научный очерк «Mammuthus» и карта находок останков мамонта в Северо-Восточной Азии, составленная палеонтологом Павлом Никольским, исследование Ивана Шметтерлинга «Кто он, щука или лось?» (мамонт в представлениях коренных народов Сибири).
А также:
- «В семье арктических стран: экономика, жизнь, безопасность». Интервью с послом по особым поручениям МИД России, председателем Комитета старших должностных лиц Арктического совета Виталием Чуркиным.
- «Это странное слово »погода». Интервью с начальником Управления гидрометеорологии и активных воздействий РОСГИДРОМЕТА Владимиром Трухиным о состоянии труднодоступных метеостанций (ТДС).
- «Солнечное сияние». Фотоочерк и рассказ Александры Марчук об одной из Труднодоступных метеостанций на острове Большой Шантар и о Шантарских островах (Хабаровский край).
- «Математика потребления». Интервью с заместителем директора ВНИРО, представителем России в научном комитете Международной китобойной комиссии Рудольфом Бородиным.
- «Тяжелый песок». Фотоочерк Алексея Голубцова и рассказа Марины Измайловой о поселке Шойна (Канинский полуостров, Архангельская область).
- «В тайге нам оставлены дрова, керосин, спички». Очерк Анны Сириной об эвенкийском поселке Чинанга (Иркутская область).
- «Балык по-запороцки». Олег Запороцкий (пос. Ковран; Камчатская область) рассказывает о семейной традиции приготовлении балыка.
- «На острове погибшего Командора». Статья Натальи Татаренковой об истории Алеутского краеведческого музея (Командорские острова).
- «…И небо с облаками, далекими от событий, происходящих на земле». Дневник зоолога Варвары Осмоловской о работе в ямальской тундре в годы Великой отечественной войны.
- «Через тысячи ли». История любви фрейлины императрицы Цы Си к эвенкийскому юноше, написанная на основе дневника, хранящегося в семейном архиве сестер Уваровых.
- «Буква в азбучных истинах». Художница Валерия Осташова. (Сыктывкар — Москва)
- «Старик-великан». Хантыйская сказка Вэсако Неркаги в рисунках Сергея Лугинина.