Журналы №2004/2005
Можно услышать: коренные народы — это осколки древних культур и они обречены на вымирание. Но всего четыре века назад из эвенков, саха, энцев, тюрков и русских на Таймыре зародился новый этнос — долгане. Они восприняли культуру эвенов и нганасан. Они кочуют. Они — коренные.
«У каждой народности есть свое место на земле, — говорил представитель древнейшего северного народа нганасан Мотюмяку Турдагин. — Если нганасаны вдруг помрут, на замену им придут дети тех же нганасан, но, может быть, в обличии других народностей. Но нганасаны, наверное, все же не помрут». Народы не умирают. Народы рождаются.
Содержание номера:
- «Люди за частоколом цифр» (интервью с социологом Феодосием Донским о ситуации на Севере по материалам официальной статистики)
В. Степанов «В зеркале переписи» (о результатах Всероссийской переписи населения 2002 г., проблема внутренних противоречий статистики, таблица динамики численности КМНС) - А. Маковнев «Лиственница» (рассказ и фотоочерк: история ульчской семьи Хатхил из амурского села Кольчом)
- А. Тишков «Законы тундры и страны» (о проблемах реализации законов, касающихся КМНС)
- Ю. Вэлла «Оленеводческая азбука» (сакральные поверья оленеводов в авторском изложении Юрия Вэллы»)
- И. Азюков «Росчерк света» (фотоочерк об оленеводстве Корякии)
- Л. Баскин «Костер Николая Нувано» (о талантливом чукотском оленеводе)
- Л. Липатова «Выкуп за вольного человека» (о женщинах тундры)
- М. Турдагин «Весна придет» (размышления нганасанского художника Мотюмяку Турдагина о Севере и своем народе)
- Б. Александер «Чукотка вчера и сегодня. А завтра?» (сравнительный очерк английского фотографа и журналиста Брайана Александера о чукотских реалиях)
- В. Шнирельман, Г. Комарова «Лодка удачи» (о возрождении обрядов айнов о.Хоккайдо)
- А. Рудаков «На гребне кедровой волны» (фотоочерк о шорцах-кедробоях)
- «Арун: Тура и далее везде» (интервью с президентом эвенкийской ассоциации КМНС «Арун» о деятельности ассоциации и опыте малого бизнеса в Эвенкии)
- Л. Тарагупта «Он есть дух!» (хантыйский мыслитель Леонтий Тарагупта о духе и характере северного человека)
- В. Рассадин «Шиичек, аш: маленькая птичка, преодолей гору» (о создании тофаларской письменности)
- А. -В. Шаррен «Последний зов героя» (об актуальности романа В. Санги «Женитьба Кевонгов) Л. Чубарова «Медвежий след и локоть лисицы» (о ненецкой одежде; рисунки
- одежды и ее кроя)
- «Знания древние и новые» (о новых книгах, посвященных Северу: Ю.И. Шейкин «История музыкальной культуры народов Сибири», О.Э. Добжанская «Песня Хотарэ.
- Шаманский опыт нганасан», «Репрессированные этнографы», Н.К. Носкова «Охотники о природе и охоте», А.В. Смоляк «Народы Нижнего Амура и Сахалина», Л.С.
- Богословская «Киты Чукотки. Пособие для морских охотников», А.К. Нефедкин «Военное дело чукчей»)
- А. Сидоров «Сокровища Сахалина» (о книгах Сахалинского книжного издательства)
- «Зеленая крона дерева жизни» (интервью с этнографом Сергеем Арутюновым о истории и судьбе малочисленных народов)
- Р. Аликулов «Уэлен: кость и бумага» (Как заработать деньги косторезам? – освоить новую технологию резьбы…)
- А. Марчук «Река времени» (фотоочерк-путешествие по таймырской реке Котуйкан)
- Ф. Штильмарк «Отчет о прожитом» (отрывки из мемуаров одного из крупнейших российских экологов, стоявшего у истоков заповедного дела)
- А. Иллеш «Таймень – хозяин сибирских рек»
- М. Поездник «На третьем полюсе» (репортаж из Оймякона – Полюса холода)
- Л. Приль «Снег – белый, чум – красный» (архивные отчеты пропагандистов ВКП(б) об итогах политшколы среди тунгусов-кочевников)
- «Сова и ворон» (эскимосская сказка: комикс на основе мультфильма)
- «Гора самоцветов» (о создателях мультфильма «Сова и ворон»)
- Н. Свиридова «Живет в тайге художник» (о эвенкийском художнике Викторе Власове; репродукции картин Виктора Власова)